

Россия, Комсомольск-на-Амуре, Комсомольский авиастроительный завод «КнААПО»
Фотограф, блоггер Сергей Доля представил отличный фоторепортаж о производстве нового российского самолета Сухой Суперджет100:
При словах "отечественное производство " у меня в голове всплывает картина полуразрушенного цеха с протекающей крышей и ржавыми лестницами, криво уходящими под потолок. Какого же было мое удивление, когда я оказался в Комсомольске-на-Амуре в цеху, где производят самолеты Сухой Суперджет100 - абсолютно чистый цех, который надраивают 4 раза в день полотером, предупреждающие таблички у каждого люка, аккуратно одетый персонал…
На заводе работает около 12 тысяч человек, и производство разделено на 2 площадки. На первой из алюминиевых заготовок изготавливают фюзеляж, а на второй к нему прикрепляют крылья, устанавливают в самолет всю авионику и двигатели. Сегодня я покажу вам, как кусок алюминия превращается в самолет…

3. 

Современные самолеты создаются "в цифре". Из Москвы в Комсомольск-на-Амуре по сети передают электронные модели деталей и агрегатов самолетов. Инженеры завода пишут программы для станков с ЧПУ и адаптируют чертежи к производству. То есть, они получают из Москвы электронные модели, а дальше самостоятельно разрабатывают оснастку, инструмент и технологические процессы для изготовления этих деталей.
Кстати, самолет Сухой Суперджет стал первым российским самолетом, полностью созданным на основе цифровых технологий, что позволило сократить время процесса подготовки его производства на 2 года:
4. 

Начинается все с цеха механической обработки, куда подвозят увесистые алюминиевые заготовки и превращают их в детали будущего самолета:
5. 

В цехе стоят огромные полностью закрытые станки с ЧПУ:
6. 

Всего таких станков для производства Суперджета было закуплено более 30 штук:
7. 

Вся стружка из станков автоматически попадает по стружкопроводу в контейнеры и уходит на переработку:
8. 

Заготовка зажимается на поворотном столе и обрабатывается по программе без участия человека:
9. 

Оператор станка стоит снаружи и наблюдает за процессом по монитору. Отсюда же происходит и все управление:
10. 

Вручную лишь устанавливают заготовки:
11. 

Однажды у Микеланджело спросили, как он создаёт свои скульптуры. Он ответил: "Очень просто, я беру камень и отсекаю все лишнее". Подобно великому итальянскому творцу, станки Сухого отсекают острыми фрезами весь лишний метал:
12. 

Станки могут фрезеровать очень сложные по форме и большие по размеру детали, благодаря программам, написанным инженерами КнААПО:
13. 

Все, что выглядит как штамповка, на самом деле было "выстругано" из большого куска алюминия на фрезеровочных станках:
14. 

В фюзеляже самолета более 40 тысяч заклепок и еще 15 тысяч в крыле. Сверление отверстий и установка заклёпок в панелях крыла и фюзеляжа производится на клёпальном автомате лазером:
15. 

Лазером же вырезают мелкие детали:
16. 

В самолете практически нет прямых деталей. Для придания нужной кривизны используют набор форм для обтяжки на специальном прессе:
17. 

18. 

Деталь устанавливают в пресс, прижимают ремнями и по программе прикладывают усилия, необходимые для её формообразования:
19. 

20. 

21. 

Обшивки крыла доводят до нужной формы на отдельном прессе в ручном режиме:
22. 

23. 

Изготовленные обшивки крыла контролируются на специальном стенде с набором шаблонов. Отклонение 14-метровых обшивок крыла должно быть не более +/- 1 мм:
24. 

Если отклонение больше, то деталь доводят дробью в специальной установке:
25. 

После того, как детали приобрели нужную форму, их покрывают грунтом для защиты от коррозии:
26. 

27. 

Для каждой панели фюзеляжа существует своя оснастка, называемая "палетой":
28. 

Закрепленные в палетах панели попадают на станки автоматической клепки. В каждом самолете примерно 55 000 заклепок:
29. 

Весь процесс полностью автоматизирован и управляется парой человек:
30. 

Разметка установки технологического крепежа производится вручную:
31. 

Автомат пока не может полностью заменить человека, и некоторые места для клепки приходится размечать рабочим:
32. 

После стыковки фюзеляж устанавливается в эстакаду внестапельных работ, где производится его окончательная сборка:
33. 

По номеру видно, что идет сборка 20-го самолета:
34. 

Отверстия болтовых соединений обрабатывают специальным образом, чтобы не было люфта:
35. 

Чем плотнее стык, тем больше ресурс у детали:
36. 

Стапель сборки лонжерона крыла:
37. 

38. 

Наушники – обязательный элемент для техники безопасности труда при ручной клепке:
39. 

Шпангоут, который завершает пассажирский салон и отделяет его от хвостовой части, где расположена вспомогательная силовая установка (ВСУ):
40. 

Центроплан - центральная часть крыла самолёта. К нему присоединяют крылья, а внутри него расположен бензобак:
41. 

Цех, в котором собирают крылья:
42. 

В стапеле производится установка лонжеронов и нервюр крыла:
43. 

Номер 95021 обозначает, что это отъемная часть крыла для самолета с порядковым номером №021. Всего Сухой произвел уже 11 самолетов:
44. 

На нижней поверхности крыла оставляют люки для доступа внутрь крыла и его обслуживания в процессе эксплуатации самолёта:
45. 

Все они закрываются подобными съемными крышками:
46. 

Внутренние полости крыла, также как и центроплан, используют в качестве топливного бака:
47. 

В этом цехе собирают отсеки фюзеляжа, которые затем стыкуют между собой:
48. 

Состыкованные панели фюзеляжа перед передачей в цех изготовления отсеков фюзеляжа:
49. 

В каждом цехе на стене висит подробная информация о том, что в нем собирают:
50. 

Здесь же собирают будущий пол самолета с рельсами для кресел:
51. 

И устанавливают его в фюзеляж:
52. 

После установки его накрывают технологическим полом:
53. 

(Автор этого фото Марат Гизатулин - kukuksumushu)
Под ним расположен багажный отсек:
54. 

Секции фюзеляжа стыкуются автоматически на стенде:
55. 

Таких стендов пока нет ни на одном другом российском заводе, включая военные:
56. 

В следующем посте читайте рассказ о втором цехе Сухого, где самолеты окончательно собирают и отправляют в небо. Кроме неба будут девушки и, естественно, самолеты. Stay Tuned!
57. 

В настоящее время каждый самолет производится за 180 дней. Перед заводом стоит задача ускорить производство, чтобы постройка самолета занимала 54 дня.
Если в данный момент 1 такт производства составляет 30 дней, то это означает, что Сухой выпускает по 1 самолету каждый месяц. В дальнейшем каждый такт сократится до 9 дней, что позволит выпускать по 3 самолета в месяц.
Каталожная цена Суперджета 31,7 миллионов долларов. Из них только кресла салона стоят 1,2 миллиона долларов. Двигатели стоят 25% от стоимости самолета.
Основные конкуренты Сухого Суперджета - Эмбраер E-190, Бомбардье CRJ900-1000 и АН-158.
Вторую, не менее интересную, часть репортажа читайте на сайте автора: http://sergeydolya.livejournal.com
Источник: sergeydolya.livejournal.com
Просмотреть Без названия на карте большего размера
0 коммент.:
Отправить комментарий